Какую роль играют корни в жизни растений: с чем связаны их видоизменения в биологии

Вопросы в начале параграфа

1. Какую роль в жизни растений играют корни?

В жизни растения корень необходим для выполнения жизненно важных функций: корень удерживает растение в почве, и с помощью корня растение получает воду из почвы с растворенными в ней питательными веществами.

Кроме того, у некоторых растений корни выполняют еще и дополнительные функции: вегетативное размножение, дополнительную подачу питательных веществ, дополнительную поддержку и т.д.

2. Чем корни отличаются от ризоидов?

Ризоиды — это нитчатые устройства низших растений, которые прикрепляют растение к любой поверхности и поглощают из нее воду и питательные вещества. У папоротников, мхов, лишайников и грибов есть ризоиды.

По внешнему виду и функциям они очень похожи на корни, но полноценными корнями их назвать нельзя. Ризоиды не имеют сложной многоклеточной структуры, как настоящий корень. У некоторых растений ризоиды состоят из одной клетки, например корневые волоски.

В отличие от корней, ризоиды могут погибнуть до конца своей жизни. В этом случае они перестают обеспечивать воду и питательные вещества и закрепляют растение только на поверхности. Если корень растения погибает, растение погибает.

3. У всех ли растений есть корни?

Не все растения имеют корни, но только большинство высших растений. Остальные растения вообще не имеют корней, например, водоросли, или в них роль корней играют ризоиды, например, у мхов, лишайников, папоротников и грибов.

Лабораторные работы

Лаборатория: сердцевинная и мочковатая корневые системы

1. Рассмотрите корневые системы предлагаемых вам растений. Чем они отличаются?

Рассмотрим корневую систему моркови, свеклы, репы, пшеницы и лука. Корни репы, моркови и свеклы выглядят как толстая сердцевина, а корни лука и пшеницы — как сильно разветвленный куст, невозможно выделить главный корень этих растений.

2. Прочтите в учебнике, какие корневые системы называют стержневыми, а какие волокнистыми.

  • Основные корневые системы называются корневыми системами, у которых главный корень сильно развит.
  • Волокнистые корневые системы называются корневыми системами, в которых придаточные и боковые корни сильно развиты, а главный корень менее развит или быстро отмирает.

3. Выберите растения со стержневым корнем.

Морковь, свекла, репа.

4. Выберите растения с мочковатой корневой системой.

Лук, пшеница.

5. По строению корневой системы определите, какие растения однодольные, какие двудольные.

  • Двудольные: морковь, репа и свекла.
  • Однодольные: лук и пшеница.

6. Заполните таблицу «Строение корневой системы у разных растений».

Название растения Тип корневой системы Особенности строения корневой системы
Свекла Аукцион Главный корень сильно развит
Морковь Аукцион Главный корень сильно развит
Лук Волокнистый Боковые и придаточные корни хорошо развиты
Зерно Волокнистый Боковые и придаточные корни хорошо развиты
Репа Аукцион Главный корень сильно развит

Производство:

Для центральной системы характерно наличие сильно развитого главного корня и недоразвития боковых и придаточных корней. С другой стороны, мочковатая корневая система характеризуется недоразвитием (или быстрым исчезновением) основного корня и мощной боковой и придаточной корневой системой.

Вопросы в конце параграфа

1. Какие функции выполняет рут?

Корни закрепляют растение в земле и прочно удерживают его на протяжении всей жизни. Кроме того, через корни растение получает воду и растворенные в ней минералы из почвы. Некоторые растения накапливают в корнях запасные питательные вещества.

2. Какой корень называется основным, а какие — придаточным и боковым?

  • Главный корень — это корень, который сначала развивается в поисках зародышевого корня семени.
  • Дополнительные корни — это корни, которые образуются на стеблях или (у некоторых растений) на листьях.
  • Боковые корни — корни, отходящие от основных и придаточных корней.

3. Какая корневая система называется стержневой, а какая волокнистой?

  • Корневая система, в которой стержневидный корень более развит, называется стержневым корнем.
  • Волокнистая — это корневая система придаточных и боковых корней, у которой главный корень недоразвит или быстро отмирает.

Подумайте

При выращивании кукурузы, картофеля, капусты, томатов и других растений широко применяется окучивание, то есть опрыскивание
отшлифуйте нижнюю часть стержня (рис. 6). Почему они это делают?

§ 2. Типы корней и типы корневой системы - Пчеловод. 6 класс. Руководство по эксплуатации

На рисунке 6 в учебнике показан урожай томатов (помидор).

Окучивание помогает растениям развить более сильную корневую систему. Чем более развита корневая система растения, тем больше питательных веществ оно получает. То есть окучивание позволяет вырастить более сильное растение и собрать более высокий урожай, чем не холмистые растения.

Задания

1. Придаточные корни легко образуются у комнатных растений, колеусов и пеларгоний. Осторожно срежьте несколько боковых побегов с 4-5 листочками. Удалите два нижних листа и поместите ростки в стаканы или банки с водой. Следите за формированием придаточных корней. После того, как корни станут длиной 1 см, посадите растения в горшки с питательной почвой. Регулярно поливайте их.

Запишите наблюдения и обсудите с другими студентами.

§ 2. Типы корней и типы корневой системы - Пчеловод. 6 класс. Руководство по эксплуатации

Проращивайте редис, семена гороха или фасоли и зерна пшеницы. Они понадобятся вам на следующем уроке.

Проросшие семена редиса

§ 2. Типы корней и типы корневой системы - Пчеловод. 6 класс. Руководство по эксплуатации

Проросшие семена гороха

§ 2. Типы корней и типы корневой системы - Пчеловод. 6 класс. Руководство по эксплуатации

Проросшие семена фасоли

§ 2. Типы корней и типы корневой системы - Пчеловод. 6 класс. Руководство по эксплуатации

Проросшие зерна пшеницы

§ 2. Типы корней и типы корневой системы - Пчеловод. 6 класс. Руководство по эксплуатации

Вопросы

1. Какие функции выполняет рут?

Корни закрепляют растение в земле и прочно удерживают его на протяжении всей жизни. Через них растение получает воду и растворенные в ней минералы из почвы. Отложения могут оседать и накапливаться в корнях некоторых растений.

2. Какой корень называется основным, а какие — придаточным и боковым?

Главный корень развивается из зародышевого корня. Корни, образующиеся на стеблях, а также у некоторых растений и листьев, называются придаточными. Боковые корни отходят от основных и придаточных корней.

3. Какая корневая система называется стержневой, а какая волокнистой?

Корневая система, у которой основной корень, как и сердцевина, более развит, называется стержневым корнем.

Волокнистая — это корневая система придаточных и боковых корней. Главный корень у растений с волокнистой системой недоразвит или вскоре отмирает.

Стебель


Стебель томата. Фото: tom_bullock / flickr

Стебель — основная надземная часть растения. Он поддерживает листья, а также цветы или плоды, если они есть у растения. Стебель переносит воду и питательные вещества от корней к остальным частям растения. Стебли могут быть гибкими и нежными, как у травянистых растений, или твердыми и древесными, как ствол дерева. Главный стебель растения может иметь более мелкие стебли или ветви, растущие из него. Люди также едят некоторые виды стеблей растений, например, спаржу.

Задания

1. Придаточные корни легко образуются у комнатных растений, колеусов и пеларгоний. Осторожно срежьте несколько боковых побегов с 4-5 листочками. Удалите два нижних листа и поместите ростки в стаканы или банки с водой. Следите за формированием придаточных корней. После того, как корни станут длиной 1 см, посадите растения в горшки с питательной почвой. Регулярно поливайте их.

2. Запишите наблюдения и обсудите с другими студентами.

Черенки колеуса очень хорошо укореняются в воде. После помещения их в воду белые корни появятся через пару недель (а может быть, даже раньше.

Срок стрижки корней у пеларгонии 5-15 дней. Корневая система развивается через три-четыре недели, после чего растения можно высаживать в отдельные горшки.

3. Проращивайте семена редиса, гороха или фасоли и зерна пшеницы. Они понадобятся вам на следующем уроке.

Подумайте

При выращивании кукурузы, картофеля, капусты, томатов и других растений широко применяется окучивание, то есть нижняя часть стебля присыпается землей (рис. 6). Почему они это делают?

Для появления придаточных корней и улучшения питания растений, разрыхляя почву. У картофеля эта операция стимулирует образование клубней, потому что его корневая система лучше разрастается в ширину, чем в глубину.

Листья


Кленовые листья

Лист — очень важная часть растения, участвующая в таких процессах, как фотосинтез, газообмен и транспирация. Фотосинтез превращает солнечный свет в питательные вещества, которые обеспечивают растения энергией для жизни. Также поглощается углекислый газ и выделяется кислород, которым дышат люди и животные. Листья не только снабжают нас кислородом, но также могут служить нам пищей. Вы, наверное, ели салат, базилик, петрушку, рукколу или шпинат.

Цветы и плоды


Цветение вишни


Вишня

Цветут большинство (но не все) растения. Цветки растут на концах стеблей. Их красота и аромат часто привлекают насекомых или животных. Цветок может дать им нектар и, в свою очередь, помочь растению, опыляя его, чтобы сформировать плоды и семена.

У некоторых видов растений есть цветы, из которых формируются съедобные плоды, такие как яблоки, груши, огурцы, помидоры, баклажаны, перец, клубника, смородина и т.д. Это очень важно, потому что люди и многие животные используют плоды растений в пищу. Цветы и фрукты позволяют растениям создавать новые растения, используя семена, которые в них образуются. Семена могут падать рядом с растением или переноситься ветром, водой и животными.

Оцените статью
Блог про биологию